На главную

Хроники Земли Многоцветной

      Эпопею Джулиан Мей можно читать и просто как увлекательное чтиво, а можно и задумываться об огромном количестве сложных философских и психологических проблем, рассматриваемых на ее страницах.
      Но в любом случае периодически хочется возобновить в памяти то самое-самое, что привлекло внимание при первой встрече с романом.
      Вот после очередного перепрочтения и появилось у меня желание повесить отдельные, наиболее сильные, отрывки на сайт, чтобы можно было иногда заглянуть... подумать... а может и что-то новое понять...

        "Как появился кроманьонский человек?
        Ведь это просто смешно - современный человек возник вроде бы ниоткуда, с подозрительной неожиданностью и сразу, за какие-то жалкие пятьдесят тысяч лет или около того, достиг вершин метаискусства.
        - Если ты считаешь, что Божий промысел заключается в слиянии с Абсолютом - в любой форме, пусть даже через гибель, - то твоя судьба куда более печальна и горька, чем моя. Твой пессимизм уже нельзя опровергнуть. Мы, люди, используем ваш гибнущий разум, психическое наследство питомцев Дуат только как первую ступеньку на пути к союзу - СОЮЗУ, НЕ СЛИЯНИЮ! - всех мыслящих и чувствующих существ Вселенной.
        Хотя и слияние разумов мы не исключаем, но только не в ущерб личности. Ты когда-нибудь видел, как армия муравьев в лесу преодолевает стремительный поток? Тысячи соединившихся цепью муравьев образуют мост, по которому миллионы их собратьев переходят на другой берег, не замочив лапок"

        - Не через победу над плотью, не через овладение страстями, раздирающими душу, даже не через силу - так утверждают наши теологи - Тана ведет нас к совершенству. Не ради индивидуума единичного, всеобщего, даже не ради галактического, всеобъемлющего Разума создан мир. Это все средства, необходимые кирпичики духовного мироздания. Смысл его в другом - в сострадании, в единении любви друг к другу, как бы банально ни звучала эта истина. В совершенном мире каждый отдает по возможностям и получает по своим желаниям. Так учит Тана.
        - Я давным-давно постигла эту истину, - ответила Элизабет. - Давным-давно... Суть человеческого понимания Божества - в том же! Как ни истолковывай - будь то верховенство материи над духом или наоборот. Трудность, Минапаи, в другом - сколь бы ослепительна ни была истина, человек, прикасалось к ней, не может до конца избавиться от своих слабостей. Он, даже беспредельно уверовав, в правду, берется за нее нечистыми руками. Его сжигает нетерпение, он рвется поскорее осуществить рай на земле - тогда начинается цепочка компромиссов, вынужденных решений. В результате неофит превращается в дьявола. С истиной, как и с тайной, следует обращаться осторожно...
        - Значит, мы бредем в никуда? Наши мечты изначально бесплодны?
        - Нет, - возразила Элизабет, - трудно избавиться от ощущения, что прогресс объективен. Он бытийно существует - мы же теперь не едим друг друга. Всегда находятся мудрые люди, которые утверждают, доказывают примером, что истину прежде всего надо приложить к себе, самому жить по ее заветам. И в этом никакого компромисса быть не может...

        Что есть судьба? Что есть истина, я знаю!..
        Но что есть судьба?.. Дорога, которую мы выбираем?.. Но на жизненном пути ты волен сделать только первый шаг, ступить на нее ты волен... Второй шаг ты уже делаешь по необходимости. Что говорить о последующих.

        Не через победу над плотью, не через овладение страстями, раздирающими душу, даже не через силу Тана ведет нас к совершенству. Не ради индивидуума единичного, всеобщего, даже не ради галактического, всеобъемлющего Разума создан мир.
        Это все средства, необходимые кирпичики духовного мироздания. Смысл его в другом - в сострадании, в единении любви друг к другу, как бы банально ни звучала эта истина. В совершенном мире каждый отдает по возможностям и получает по своим желаниям.